Не произноси на ближнего твоего
ЛОЖНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА
(Исход 20:16)
Господь сказал:
Не делайте неправды на суде;
...по правде суди ближнего твоего.
Не ходи переносчиком (сплетником) в народе твоём
и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я —
Господь!
Не враждуй (не мсти, не имей злобы)
на брата твоего в сердце твоём...
Если же выступит против кого
свидетель несправедливый, то пусть предстанут
ОБА сии человека, у которых тяжба, (1) пред
Господа,
(2) пред священников и (3) пред судей, которые
будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать,
и если свидетель тот — свидетель ложный,
если он ложно донёс на брата своего, то
сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему...
По истине и миролюбно судите У ВОРОТ ваших.
Тот, кто
оправдывает нечестивого,
и тот, кто
обвиняет
праведного,
— оба мерзость пред Господом.////..
Нехорошо обвинять того, кто прав, и бить честных
за правду...
Честный же и мыслит о честном
и твёрдо стоит во всём, что честно...
(Библия: Левит 19:15-18, Второзаконие 19:16-19,
Захария 8:16,
Притчи 17:15,26, Исайя 32:8)
Свидетельствовать — значит говорить или
показывать что-то о том, о ком другие должны вынести какое-то
суждение, составить мнение или принять решение. Поэтому одним
взглядом, жестом или выражением лица можно так же успешно
солгать, как и словами. Всякое умышленное преувеличение, намёк
или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или
мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящее в
заблуждение, — всё это является ложью. Этот принцип запрещает
всякую попытку очернить или опорочить репутацию нашего ближнего,
намеренно рисуя действительность в ложном свете путём
необоснованных подозрений, непроверенных фактов, слухов,
сплетен, или путём излишнего упрощения, подчёркивания, искажения
или язвительного злословия. Даже умышленное замалчивание
правды, которое может повредить другим, является нарушением
данной заповеди. Христос особенно предостерегал Своих учеников
от опасности иметь заведомо предвзятое или превратное суждение о
людях, когда говорил: «Не судите так, чтобы сами за это
не стали судимые (т.е. судите судом праведным — см. Иоанна
7:24 — будьте честны, справедливы и последовательны в
своём суждении о ближних, помня о том, что…) каким судом
судите, таким ведь и сами судимы будете, и в какой мере мерите,
в такой и вам будет отмерено» (Мф.7:1-2). Именно поэтому
суд в библейские времена всегда располагался у городских ворот.
Тогда не было даже вопроса о том, быть или не быть суду
публичным. Присутствие на суде публики всегда побуждало судей к
более справедливому и тщательному расследованию — т.е. тому,
чего так часто не происходит при «тайных» или «закрытых»
слушаниях дела. Во все века тайные процедуры всегда были на руку
только тем, кто трепещет перед силой истины. Такие методы служат
не интересам справедливости или милости, но тех, кто любой ценой
стремится добиться обвинения. Поэтому Бог учит нас в девятой
заповеди, чтобы мы никогда не имели предубеждения или ненависти
ни к одному человеку только лишь на основании доносов и
непроверенных фактов о его пороках. Всем следует терпеливо
выслушивать ОБЕ стороны, а затем верить только тому, что
подтверждается неопровержимыми
фактами. В любое время самый безопасный путь — не внимать
худой молве, пока со всей строгостью не будет соблюдено это
библейское правило. Бог говорит: «Не разноси ложные слухи, и не
подавай руки твоей нечестивому, становясь заодно с ним
свидетелем неправедным. Не следуй за большинством на зло, и не
отступай (не уклоняйся) от истины по большинству» (Исх.23:1-2).
«Не извращай закона, не будь лицеприятным и не бери взятки,
потому что взятки ослепляют глаза мудрых и извращают слова
праведных; правды, правды ищи, чтобы ты был жив, и чтобы ты
получил в наследие землю» (Втор.16:19-20).