| «И смерть и ад повержены в озеро
огненное. Это смерть вторая».
(Откровение
20:14)
Что такое ад?
Как-то в кругу друзей зашёл разговор о
том, есть ли на самом деле ад.
«Разумеется, есть, — сразу же ответил
один из них. — Куда же отправятся мои враги после смерти?»
«Ад — это вся наша жизнь, — сказал
другой. Все страдания и печали посылаются нам за грехи».
«Не верь я в существование ада,
обязательно попал бы в какую-нибудь историю. Что чаще всего заставляет людей
жить честно? Только страх перед наказанием, больше ничего», — вступил в разговор
третий.
«Ад, конечно, есть, — воскликнул
четвёртый, — и там очень даже жарко. Когда умирает какой-нибудь нечестивец, его
душа прямиком отправляется в огонь, где и остаётся навеки мучиться за прошлые
грехи. Мне ад представляется таким».
«Я считаю, если есть небеса, куда после
смерти отправляются добрые люди, значит должен быть и ад — для всякого рода
негодяев. Куда-то ведь человеку нужно деваться после смерти? Кроме того, если
Бог дает вечную жизнь праведникам, то Он должен бы и грешникам позволить жить в
аду вечно».
В разговор вступил следующий
собеседник: «Ад существует уже здесь и сегодня. Я в своей жизни пережил
15-минутный ад и знаю, что это такое.
Эта трагедия произошла вечером 28
октября 1995 года в бакинском метрополитене. Страшный пожар унёс почти триста
жизней, среди них 28 детских, 269 получили различные ранения, 69 оказались в
больнице.
Пожар охватил электропоезд в тоннеле у
станции «Нариманов», когда многие бакинцы возвращались из гостей, от
родственников, из театров. В последних двух вагонах неожиданно запахло гарью,
потом погас свет. Шесть вагонов в считанные минуты охватило пламя, образовав
огненную ловушку. Началась страшная паника. Пассажиры выбивали окна и двери,
бросались в тоннель, чтобы добраться до находившейся буквально в нескольких
метрах станции. Очень многие получили сильные ожоги, погибли, затоптанные
обезумевшей толпой. В основном ими оказались дети, женщины и старики. Люди гибли
целыми семьями. Страшно было смотреть на обуглившиеся трупы, а ещё страшнее на
людей, заживо сгоравших, просивших твоей помощи... а ты не в силах им помочь. Я
видел этот ад, длившийся всего 15 минут,
и думал, что сойду с ума. Мне до
сих пор страшно об этом вспоминать...» («100 великих катастроф XX века», стр.
364).
После этого рассказа спор продолжился с
новой силой. Один из собеседников вставил своё замечание: «Это просто несчастный
случай, свидетелем которого вы были. Ад, мне кажется, — это какой-то подземный
вертеп огня и место мрака, куда ввергаются души закоснелых грешников немедленно
после их смерти, и где они терпят наказание в течение миллионов и миллионов лет,
т.е. практически бесконечно».
«Готов с вами поспорить, — вмешался до
этого молчавший человек. Это раньше можно было пугать людей адом и заставлять их
стремиться в рай. Теперь другие времена. В наш просвещённый век мы знаем, что
ада нет. Есть только Бог, Бог любви, Который никогда и никого не
наказывает».
«Интересно вы все рассуждаете, —
заключил первый из друзей, начавший разговор, — нас тут семь человек, и мнение
каждого не совпало с мнением остальных. В поисках ответа на этот острый вопрос
правильнее обратиться к компетентному источнику».
Откроем Слово Божие и постараемся
узнать, что оно говорит об «аде», месте его нахождения; кто в нём будет
мучиться, когда и как долго.
Где находится ад?
Многим это может показаться странным,
но слово «ад» в Священном Писании вовсе не означает место, где горит
огонь.
В Ветхом Завете слово «ад» или
по-еврейски «шеол» встречается 65 раз. Это слово означает
«царство мёртвых». На русский язык оно передано словами «ад»,
«могила», «преисподняя», «гроб» и никогда не связывалось с представлением об
огне или наказании.
В Новом Завете слово «ад»,
по-гречески «гадес», встречается 11 раз (см. Матфея 11:23;
16:18; Луки 10:15; 16:23; Деяния 2:27,31; 1
Коринфянам 15:55; Откровение 1:18; 6:8;
20:13-14) и имеет то же значение, что и «шеол » — т.е. могила, где
умершие — как праведники, так и нечестивые — ожидают в бессознательном состоянии
дня воскресения.
Ад есть место, где тело подвержено
тлению. Христос тоже был в «аде», т.е. в могиле, но не подвергся тлению, потому
что Бог воскресил Его. «Ибо Ты не оставишь души Моей в аде, и не дашь святому
Твоему увидеть тления» (Псалом 15:10).
«Тогда отдало море мертвых,
бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них»
(Откровение 20:13). Эти слова Писания подтверждают, что ад есть
место, где пребывают не живые, а мёртвые, и что там находятся не только
злые, но и добрые.
А вот древнегреческое слово
«геенна», которое также переведено словом «ад» — обозначает место
наказания огнём нераскаявшихся грешников. В Новом Завете оно встречается 12 раз
— (см. Матфея 5:22,29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Марка 9:43,45-47; Луки 12:5;
Иакова 3:6).
«Геенна» — греческое название
одной из долин вблизи Иерусалима, так называемой «долины сынов Енномовых». В
древности в это место вывозили трупы животных и казнённых преступников. Там их
сжигали, и поэтому постоянно поддерживался огонь. Иисус говорит об этом месте,
что там «червь их не умирает и огонь не угасает» (Марка 9:44). То,
что не съедали черви, уничтожалось огнём. Название этой долины, где сжигались
трупы преступников, стали использовать для обозначения места, где все нечестивые
понесут последнее наказание и будут окончательно уничтожены в
огне.
Иисус использовал огонь Еннома как
прообраз адского пламени (см.Матфея 5:22; 18:9). Христос
утверждал, что это пламя станет участью грешников после смерти (см.Луки
12:5). Во всех 12 текстах, в которых приведено слово «геенна» следует
обратить внимание на следующие два факта:
1. Как тело, так и душа будут брошены в
геенну огненную: «...бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в
геенне» (Матфея 10:28). Дважды говорится «все тело» (см.
Матфея 5:29-30).
2. Ни в одном из этих 12 текстов
не сказано, когда нечестивые будут ввержены в геенну огненную. Наказание
в огне описывается просто, как будущее событие.
Но приведённые тексты с достаточной
ясностью показывают, что данное событие не наступает непосредственно после
смерти. «Всё тело», как мы знаем, сразу же после смерти не бросается в
огонь ада, а погребается. Во всех этих текстах Писания нет намёка на то, что
«душа» попадает в ад тотчас же после смерти, а «тело» — в другое
время, позднее.
Существует мнение, что «душа» есть
мыслящая, чувствующая часть человека, а «тело» — как бы только её смертная
оболочка, своего рода темница души. Согласно этому учению, душа грешного
человека немедленно направляется в ад, в «геенну огненную», и только
долгое время спустя Бог воскресит его временную оболочку — тело и будет судить,
предав огню. Невольно возникает вопрос: справедливо ли, что Бог посылает
умершего грешника в ад, где он мучится в огне сотни или даже тысячи лет, а при
кончине мира воскресит его и призовёт на суд, чтобы установить: заслуживает ли
он наказания или нет. Учение о вечных муках в огне представляет нам
характер Отца Небесного в искажённом виде. Бог есть любовь, и Он всё сделал для
того, чтобы мы жили вечно: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего
единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»
(Иоанна 3:16). Господь не находит удовольствия в уничтожении или
мучении грешников: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но
чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых
путей ваших; для чего умирать вам?» (Иезекииля 33:11).
Когда нечестивые будут окончательно наказаны за свои грехи?
Это произойдёт в день великого
последнего суда Божия, когда все умершие грешники воскреснут, чтобы получить
воздаяние по заслугам. «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а
делавшие зло в воскресение осуждения» (Иоанна
5:29).
«Боязливых же и неверных, и
скверных, и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов —
участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Откровение
21:8).
Нечестивые не подвергнутся второй
смерти до тех пор, пока не получат второй жизни при втором воскресении, в конце
тысячелетнего царства, о котором упоминается в 20 главе Откровения. В настоящее
же время никто в аду не мучается. Огненное озеро, в котором нечестивые будут
наказаны, не появится до тех пор, пока последние не воскреснут во время второго
воскресения.
Многие задаются вопросом: А где же
будет место наказания?
«Придет же день Господень, как тать
ночью, тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся,
земля и все дела на ней сгорят» (2 Петра 3:10).
Геенна огненная есть ничто иное, как
наша земля, превращённая в день суда в огненное озеро. Пророк Малахия следующим
образом описывает его: «Ибо вот,
придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво
будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не
оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахии 4:1).
Настолько жаркими и жадными окажутся
языки пламени, что все нечестивые сгорят в них, подобно соломе. Всё спалит
адский огонь, не оставив ни корня, ни ветвей. Во время лесных пожаров у деревьев
нередко обгорают только ветви. Пророк Малахия говорит, что огонь, ниспосланный
Богом, уничтожит и корни зла.
В какой момент произойдет
истребление нечестивых, дьявола и его ангелов?
В главе 20, 7-10 текстах книги
Откровение описываются последние события, развивающиеся вокруг небесного
города Иерусалима. Когда соберётся несметное воинство нечестивых, обольщаемых
дьяволом, желая захватить Новый Иерусалим, — в это мгновение Господь и изольёт
огонь с небес: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их» (Откровение
20:9).
Ничто не спасёт грешников от этого дня.
Огонь спадёт с небес столь внезапно, что никому не удастся избежать его.
Ненасытным, не щадящим никого будет это пламя. И угаснет оно, когда всякий след
греха будет уничтожен, когда останется один пепел. «И будете попирать
нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я
соделаю, говорит Господь Саваоф» (Малахии 4:3).
Об окончательной участи грешников
Библия говорит следующее:
1. Грешники после смерти не попадают
непосредственно в ад, но покоятся в могиле до дня воскресения и суда
Божия.
2. В настоящее время никто не мучится в
аду; нечестивые будут гореть в озере огненном не после смерти, а после
воскресения и суда Божия. После первой смерти, с которой мы сталкиваемся сегодня
в повседневной жизни, нечестивых ждёт «смерть вторая» в озере огненном. Это —
будущее событие.
3. Местом наказания нечестивых станет
наша земля, которая превратится в озеро огненное от славы Господа при Его
явлении.
4. Нечестивые, получив «каждый по делам
своим», перестанут существовать. Огонь, уничтожив их, очистит землю от греха и
всех его последствий. Мы не знаем, сколько времени этот огонь будет гореть.
Известно только, что он уничтожит сатану как корень зла и всех нечестивых как
ветви.
«Вечный огонь», «вечное
наказание», «вечное мучение»
Согласно Писанию, Бог обещает вечную
жизнь только праведным. Плата за грех — смерть, а не вечная жизнь
в аду: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе
Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 6:23).
Когда речь идёт о наказании нечестивых,
в Новом Завете употребляется слово «вечный». Этим термином переводится
древнегреческое слово «айониос». Это определение применяется как по
отношению к Богу, так и к человеку. В первом случае оно означает, что Господь
обладает бесконечностью бытия, ибо Он бессмертен (см. 1 Тимофею 6:16). В
отношении к смертным человеческим существам или к тленным вещам, оно обозначает
лишь то время, пока человек живёт, а вещь — существует.
Например, в послании Иуды в 7 стихе сообщается, что Содом и
Гоморра подверглись «казни огня вечного». Однако эти города не горят по
сей день. Апостол Пётр сказал, что огонь превратил эти города в пепел, осудив их
на истребление: «города Содомские и Гоморрские, осудив на
истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам»
(2 Петра 2:6). «Вечный»
огонь пылал до тех пор, пока уже не осталось ничего, что могло гореть, а затем погас. Выражение
«неугасимый огонь» или «вечный огонь» толкуется Библией как огонь,
который не может и не будет затушен, пока он не окончит назначенного дела
истребления греха и грешников.
Христос, говоря о вечном наказании, о
«муке вечной»: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в
жизнь вечную» (Матфея 25:46), не имел в виду вечного наказания. Он
подразумевал, что «вечная жизнь» (которую получат праведные)
продолжится в течение бесчисленных веков в вечности; а наказание
(которому подвергнутся нечестивые) тоже окажется вечным — но не вечным
продолжением страданий в сознательном состоянии, а наказанием абсолютным и
окончательным. Конец тех, кто подвергнется этому наказанию —
смерть вторая. Это вечная смерть, после которой не будет, да и не может
быть воскресения.
Когда речь заходит о вечном
наказании, имеется в виду результат, а не процесс наказания. Смерть,
которая постигнет нечестивых, будет окончательной и вечной.
Употребление в Писании выражения «во
веки веков»: «И дым мучения их будет восходить во веки веков» (см.
Откровение 14:11; 19:3; 20:10) также послужило поводом к заключению, что
наказание сатаны и нечестивых будет длиться всю
вечность. Как и в случае с определением «вечный», значение выражения «во
веки» определяется значением того слова, с которым оно употребляется. Если
оно относится к Богу — его значение абсолютно, ибо Бог бессмертен, если к
смертным человеческим существам — его значение ограничено.
Описание наказания Едома может служить
хорошим примером применения этого выражения. Пророк Исайя говорит, что Бог
превратит эту землю в горящую смолу, которая не будет гаснуть «ни днем, ни
ночью», и «вечно будет восходить дым ее... во веки веков никто не пройдет по
ней» (Исайи 34:9-10). Едом был уничтожен, но он не горит в настоящее
время. «Вечно» длилось до его полного разрушения.
Повсюду в Библии ясно видно, что
значение выражений «навсегда», «навеки», «во веки» имеет определённые
пределы. В Ветхом Завете говорится, что раб мог служить своему господину
«вечно» (см. Исход 21:6), что Самуил должен был оставаться в
скинии «навсегда» (см. 1 Царств 1:22); а Иона думал, что ему придется
остаться в чреве огромной рыбы «навек» (см. Ионы 2:7). Подобным образом
употреблены эти выражения и в Новом Завете: апостол Павел, например, советовал
Филимону принять беглого раба Онисима «навсегда» (см. Филимону 1: 15).
Во всех приведённых случаях эти выражения означают «до тех пор, пока жив
человек».
В Псалме 91:8 сказано, что
нечестивые будут уничтожены «навеки». А пророк Малахия, пророчествуя о
великом последнем огне, сказал: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь;
тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их
грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни
ветвей» (Малахии 4:1).
Как только все нечестивые — сатана,
падшие ангелы и нераскаявшиеся люди будут истреблены огнём — и корень и ветви —
то нужда в смерти или аде отпадёт. Они тоже будут уничтожены Богом навеки: «И
смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Откровение
20:14).
Таким образом, в Библии ясно показано,
что наказание, а не наказывание будет вечным — и это смерть вторая. После
этого наказания не будет воскресения, а последствия его станут
вечными.
Принцип наказания
Смерть как наказание — это
окончательный результат греха. Вследствие своих грехов все, отвергающие
спасение, предлагаемое Богом, погибнут навеки. Но некоторые люди совершили
чудовищные грехи, с дьявольским наслаждением
причиняя страдания другим, а другие жили сравнительно нравственной, мирной
жизнью, и главная их вина в том, что они отвергли спасение, дарованное во
Христе. Справедливо ли подвергать их одинаковому наказанию?
Христос сказал: «И от всякого, кому
дано много, много потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут»
(Луки 12:48).
Несомненно, те, чьё восстание против
Бога было более открытым, пострадают больше. Однако необходимо понимать суть
этих мучений в свете «второй смерти», постигшей Христа на кресте. Там Он
понёс грехи всего мира. Ужасное разделение с Отцом было причиной Его нестерпимых
душевных мук, не поддающихся описанию. Такие же страдания постигнут погибающих
грешников. Грешники будут видеть сияющий Небесный град и осознавать, что для них
вход туда закрыт навеки. Это будет страшное прозрение: столь близкое и такое
недосягаемое спасение. Это будет ужас полного и безвозвратного отделения от
Бога, отделение от Источника жизни. Они пожнут то, что сеяли не только при
жизни, но и при последнем разрушении. В присутствии Божьем испытываемое ими
чувство вины за совершённые грехи, вызовет у них величайшее страдание. Чем
больше вина, тем сильнее окажутся мучения. Сатана, первопричина и подстрекатель
ко греху, станет страдать больше всех. Это — окончательная смерть, за которой не
наступит рассвет. И лишь пламя огня милосердно положит конец невыносимым
мукам.
Очищение земли
Описывая день Господень, когда все
следы греха будут уничтожены, апостол Пётр сказал: «Небеса с шумом прейдут,
стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2
Петра 3:10).
Мятеж подавлен. Ради блага всей
Вселенной, ради счастья всякого живущего на ней, грех должен быть изглажен. Для
этого Бог использует настоящий огонь. Для любящего Бога уничтожение человека —
«необычайное дело» (Исайи 28:21). Он плачет над каждым
погибшим, как над Своим единственным ребенком, но отступать
нельзя.
Совершив своё дело, пламя угаснет.
Мятеж будет подавлен, чтобы он уже никогда не потревожил счастливую Вселенную.
Исчезнет грех, а вместе с ним смерть, боль и страдание. Планету, очищенную огнём
от всякой скверны, Господь даст Своему народу как вечное жилище. Обновлённая,
чистая и прекрасная, какой была в начале, она уже никогда не подвергнется
осквернению. Всякое Божье творение будет находиться в гармонии, в которой
никогда не прозвучит ни одной фальшивой ноты!
Мысли вслух:
Время завершает свой бег, и мы уже
слышим звон ключей. Спаситель приготовил нам вечность и Он скоро возвратится за
Своим народом. Подумайте, каким разочарованием наполнится сердце нашего Господа,
если Он не встретит вас на небесах. Ведь никто никогда не сможет вас заменить —
ни из того великого множества, которое спасётся, ни из воздающих поклонение
ангелов, ни из великого сонма служащих Богу. Он хочет, чтобы там оказались
именно вы.
| |