«Помни день субботний, чтобы святить
его».
(Исход 20:8)
День, который необходимо помнить
Мэр одного большого города пытался добиться одобрения закона,
согласно которому все магазины по воскресеньям не должны работать. Стремясь
заручиться поддержкой церкви, он устроил собрание специально для верующих. Позади кафедры,
с которой говорили участники собрания, висел огромный календарь, где все воскресные дни были
отмечены красным цветом, и большой текст десяти заповедей.
Как только началось собрание, поднялся
человек и, обращаясь к председателю, спросил: «Ваша честь, какой день недели суббота?»
«Седьмой, конечно», — ответил мэр,
указывая на четвертую заповедь Божьего закона, висящего позади него. — «Прочтите
сами».
«Я как раз прочитал её, и именно
поэтому нахожусь в замешательстве. Ваш календарь, четвёртая заповедь и ваше
предложение не соответствуют друг другу. Вы хотите, чтобы мы проголосовали за
то, чтобы магазины были закрыты в воскресенье, потому что работа в этот день
является нарушением четвёртой заповеди, но воскресенье же — не седьмой
день!»
Повернувшись, мэр посмотрел сначала на
календарь, потом на десять заповедей. Изумление и смущение отразились на его
лице...
Мэр города — не единственный человек, кого озадачило
несоответствие между четвёртой заповедью и календарём. Тысячи людей испытывают искреннее удивление, почему большинство
христиан соблюдают воскресенье, первый день недели, в то время, когда четвёртая
заповедь ясно говорит: «День седьмый — суббота Господу Богу твоему»
(Исход 20:10).
Этот вопрос, несомненно, требует более
глубокого и тщательного исследования.
Почему Господь избрал седьмой день недели днём поклонения?
Вся первая глава книги Бытие посвящена
описанию сотворения, а также красоте и великолепию Едема. Вторая глава
начинается словами:
«И совершил Бог к седьмому дню дела
Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмый день, и освятил его,
ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»
(Бытие 2:2-3).
Создав мир за шесть дней, Творец
выделил седьмой день как памятник Своей созидательной работы. Таким образом было
положено начало семидневной неделе. Годы и месяцы определяются по движению
небесных тел, день — по суточному вращению земли вокруг оси, но для
существования семидневной недели в природе нет никакого обоснования. Неделя
берёт свое начало от сотворения мира, когда Создатель закончил дела творения и
«почил от всех дел Своих». Это единственное объяснение существования семидневной
недели.
После завершения работы, первое,
что сделал Господь, - почил. В седьмой день Бог «почил и покоился»
(Исход 31:17), но не потому, что устал и нуждался в отдыхе. Пророк
Исайя замечает: «Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Господь
Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает?» (Исайи
40:28).
«Суббота для человека» — позже
произнесёт Христос. Эти слова запечатлел в своём Евангелии Марк
(см. 2:27). Бог учредил седьмой день, чтобы тот стал днём отдыха.
После шести дней труда человеческое тело нуждается в отдыхе. Зная о физических
потребностях человека, Бог отделил Свой день отдыха (см. Бытие 2:3),
чтобы он также стал днём отдыха для человека. Он повелел: «Не делай в
оный никакого дела» (Исход 20:10).
Заповедь о соблюдении субботы
отличается от всех остальных. О других девяти заповедях никто не спорит.
Практически всякий добропорядочный гражданин, христианин он или нет, согласится
с ними, поскольку их требования вполне разумны. Однако, можем ли мы сказать, что
человек действительно послушен Господу, если проявляет послушание только тогда,
когда согласен с Богом и, когда та или иная заповедь кажется ему разумной?
Конечно, нет!
Все дела, совершаемые в течение недели,
должны быть отложены, и святой день необходимо посвятить приятному общению с
Богом, чтобы он стал «отрадою, святым днем Господним» (Исайи
58:13).
Второе. Бог
благословил седьмой день (2:3). Бог ниспослал особое
благословение на все 24 часа. Общаясь с Ним в этот день, мы также получаем
особое благословение: новые силы, нежное, сострадательное сердце, обретаем
радость и покой.
Третье. Бог освятил, или
сделал священным, седьмой день. Слово «освятил» означает: «сделать
священным», «отделить как святое и для святого употребления». Освящены могут
быть люди, места (например: святилище, храм или церковь) и время (святые дни).
Освящение Богом святого дня
означает, что данный день свят, что Господь отделил его для возвышенной цели:
обогатить взаимоотношения между Творцом и людьми.
Бог благословил и освятил субботу
потому, что покоился в этот день от всех дел. Он благословил и освятил его для
людей, а не для Самого Себя. Христос сказал: «Суббота для человека»
(Марка 2:27). Суббота несёт в себе благословение и освящение
благодаря личному присутствию Божьему.
Суббота занимает центральное
место в нашем поклонении Всевышнему. Являясь нерукотворным памятником творения,
она наглядно показывает, почему Бог достоин поклонения: Он является Творцом, а мы — Его творением.
«Поклонитесь Сотворившему небо и
землю, и море, и источники вод» (Откровение 14:7).
«Достоин Ты, Господи, принять славу
и честь и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено»
(Откровение 4:11).
Соблюдение седьмого дня является
символом нашей верности истинному Богу и признания Его владычества как
Творца.
Мне приходилось встречаться с людьми,
которые говорили: «Неужели нельзя поклоняться Богу в любой день недели?
Каждый из них похож на другой. И нет никакой разницы в том, какого дня из семи
придерживаться». Но заметьте, чему учит Библия. Какой день Бог освятил? —
Седьмой. Нигде в Писании не сказано, что Бог отдыхал, благословил и освятил
первый, третий или пятый день недели. Единственным днём, который выделил Бог,
является седьмой. И это единственный день, который всегда нам
будет напоминать о творении. В течение шести дней Бог работал, создавая Свое
уникальное творение, а в седьмой день — субботу, в память о Своей великой
работе, Он отдыхал. И ни о каком другом дне здесь не говорится.
Предположим, что ваш день рождения 25
июня. Если кто-нибудь скажет: «Какая разница? Вы можете праздновать его, скажем,
24 июня или 26-го. Какое это имеет значение?» Вы, без сомнения, ответите:
«Разница есть. Мой день рождения приходится на 25 июня. И никакие празднования
на день раньше или позже не смогут изменить тот факт, что я родился 25 числа!»
Или, предположим, вы женились, и день свадьбы стал памятной датой. Каждый год в
этот день вы празднуете годовщину свадьбы. Этот день напоминает вам о брачном
соглашении между вами и вашей супругой. Это особый день, ваш общий праздник,
который изменить, передвинуть нельзя.
Такова и суббота. Господь выделил
только один день, и это седьмой день — суббота. Бог называет этот день
«святой день Мой»: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения
прихотей твоих в святой день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем
Господним... то будешь иметь радость в Господе» (Исайи
58:13).
На протяжении всей истории человечества
суббота соблюдается как памятный символ созидательной силы Христа. Это знак
преданности, свободы и любви к Нему для каждого
поколения.
Суббота и Христос
Некоторые полагают, что Христос, придя на землю, изменил священный день покоя. Если Сын Божий приходил, чтобы изменить этот день, и таким образом изменить Закон, написанный Его собственной рукой на горе Синай, Он мог осуществить это при жизни. Он, наверняка, сообщил бы об этом Своим ученикам. Думаю, Он поступил бы именно так. Но Иисус Христос, наоборот, подаёт пример соблюдения субботы. Сын Божий сказал по этому поводу: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17). Иисус жил так, как учил. «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Луки 4:16,19,31).Участие Христа в субботнем богослужении
доказывает, что Он считал субботу днем особого поклонения Богу. Христос
не только принимал участие в чтении Писания, но учил и наставлял людей, а также
совершал исцеления от различных болезней. Субботний день во время земного
служения Христа был днём особенных благословений Божиих, потому что многие
освобождались от душевных и телесных недугов: «В одной из синагог учил Он в
субботу; там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была
скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей:
женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она
тотчас выпрямилась и стала славить Бога... И весь народ радовался о всех славных
делах Его» (Луки 13:10-13,17).
Христос приходил на поклонение Господу
в субботу в синагогу. Многие задают следующий вопрос: «Ну, конечно, Иисус был
иудей, и поэтому Он чтил субботу, а мы, живя на территории той или другой
страны, должны поддерживать ту культуру, ту религию, которая считается
государственной, не так ли?» Суббота никогда не была иудейским днём. Это
день Господа Бога: «А день седьмый — суббота Господу Богу твоему». Это
день Христа — знак творческой силы Божьей. Суббота была установлена при создании
человека для блага его за сотни лет до образования еврейской нации. Иисус был
прав, когда сказал: «Суббота для человека» (Марка 2:27), и «Сын
Человеческий есть Господин субботы».
Для Иисуса святость субботнего дня была
настолько важна, что, упоминая о преследовании, ожидающем учеников после Его
вознесения (разрушение Иерусалима в 70 г по Р.Х.), Он советовал им «молиться,
чтобы не случилось бегство зимою или в субботу» (Матфея
24:20).
«Когда Христос закончил дело сотворения
— Своё первое великое дело в истории нашего мира — Он покоился в седьмой день.
Этот отдых ознаменовал собою успешное завершение Его творческого труда. Почти то
же самое Он сделал в конце Своего земного служения, когда завершил Своё второе
великое дело в истории. К концу пятницы, в шестой день недели, Христос закончил
Свою искупительную миссию на земле. «Совершилось!» — было Его последним словом.
В Священном Писании подчёркивается, что, когда Он умер, «день тот была
пятница, и наступала суббота» (Луки 23:54). После смерти Он покоился
во гробе, и это служило знамением того, что Он совершил искупление
человечества.
Следовательно, суббота свидетельствует
нам о совершённых Христом сотворении и искуплении» («Вначале было
Слово», 263 стр.).
Суббота во дни апостолов
Ученики Христа относились к
субботе с большим почтением. Это отчётливо проявилось во время смерти Христа.
Когда наступил этот день, они прервали свои приготовления к погребению, и «в
субботу остались в покое по заповеди» с намерением продолжить эту работу в
воскресенье, в «первый день недели» (Луки 23:56;24:1).
Как и Христос, апостолы
поклонялись Богу в седьмой день. Совершая свои миссионерские путешествия,
Павел в субботу посещал синагогу и проповедовал там Христа. «Во всякую же
субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов (греков)... И он
оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деяния
18:4,11).
Суббота и мы
Нигде в Священном Писании нет указания
на то, что мы должны соблюдать какой-то другой день недели, кроме субботы.
Никакой другой день недели не называется благословенным или святым. В Новом
Завете также нет указаний, что Бог изменил субботу на другой день недели.
Суббота — это вечный памятник, вечное постановление Бога, и люди, научившиеся её
святить на этой земле, в радости поклоняясь Творцу вселенной, продолжат это
делать тогда, когда земля навеки будет освобождена от греха:
«...Новое небо и новая земля...
Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред
лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Исайи
66:22-23).
Мысли вслух:
Говоря о субботе, мы не подразумеваем
просто день недели, который следует посвятить отдыху и общению с Господом.
Сущностью этого вопроса является то, кому мы подчиняемся: следуем ли за Иисусом
«по следам Его» или за человеком в том, что касается соблюдения святого
дня?
Христос сказал: «Если любите Меня,
соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).